В 6-м номере «Вопросов философии» вышла моя новая статья о совместимости святоотеческой мысли и христианского физикализма. Замечу наперёд, что в этой работе я не отстаиваю какой-либо определённой позиции по проблеме онтологического статуса души. По своему характеру это, скорее, аналитическая статья, в которой мне было важно обозначить саму проблему совместимости, с одной стороны, материалистического понимания сознания и, с другой стороны, христианского догмата о бессмертной душе.
В настоящее время я по-прежнему придерживаюсь двух следующих тезисов:
(1) Сознание супервентно на мозге.
(2) Человек обладает душой в христианском смысле.
Очевидно, что между (1) и (2) имеет место некоторое концептуальное напряжение: в первую очередь из-за непрояснённости самих понятий «сознание» и «душа». Самым простым было бы просто пренебречь одним тезисом в угоду другому, но такая стратегия представляется мне, перефразируя Л.Н. Толстого, «интеллектуальной подлостью».
К. Макгинн однажды посетовал на чувство, возникающее при столкновении с «извечными» философскими вопросами. Перефразируя М. Кундеру, он назвал его «невыносимой тяжестью философии».
На мой же взгляд, философ – это, наоборот, тот, кто постоянно выходит за рамки «зоны интеллектуального комфорта»; тот, кто умеет дышать разреженным воздухом неопределённости. В конце концов, в этом и состоит его работа.