Макгинн, Колин

(Источник: научно-образовательный энциклопедический портал «Знания»)

Макги́нн Ко́лин (Colin McGinn) (10.3.1950, Хартлпул, графство Дарем), американский философ, представитель аналитической философии. По отцовской линии происходит из семьи шахтёров. Согласно автобиографии «Становление философа» («The Making of a Philosopher», 2003), в юности пережил влияние идей Р. Декарта, З. Фрейда, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, Н. Хомского. В 1968–1971 гг. изучал психологию в Манчестерском университете, где представил к защите две диссертации – по философии Э. Маха и Э. Гуссерля и визуальному восприятию. Первая была сокращена до объёма академической статьи и опубликована в Journal of the British Society of Phenomenology под названием «Мах и Гуссерль» («Mach and Husserl», 1972). В 1972 г. Макгинн поступает в Оксфорд в бакалавриат по литературе; через год переводится на бакалаврскую программу по философии. В Оксфорде Макгинн слушает лекции Д. Дэвидсона, С. Крипке, А. Дж. Айера. Оксфордская диссертация Макгинна посвящена дэвидсоновской теории значения, научный руководитель – П. Стросон. В 1974–1984 гг. занимает должность преподавателя консультационных занятий в Университетском колледже Лондона. В 1979 г. по приглашению профессора Т. Бердж прочитал курс лекций по крипкеанской интерпретации «Философских исследований» Л. Витгенштейна в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (США), подготовленный совместно с американским математиком и философом М. Баддом. Впоследствии идеи этих лекций были систематизированы в монографии «Витгенштейн о значении» («Wittgenstein on Meaning», 1984). В 1985 г. проходит по конкурсу на вакантную должность доцента ментальной философии Оксфорда и включается в дискуссию вокруг мысленного эксперимента Х. Патнэма о «двойнике Земли». В написанной по этому поводу монографии «Ментальное содержание» («Mental Content», 1991) Макгинн разрабатывает позицию слабого экстернализма, согласно которой не все содержания наших ментальных репрезентаций определяются фактами физического мира. В 1986 г. под впечатлением от книги Т. Нагеля «Взгляд из ниоткуда» («View from Nowhere», 1986) вновь обращается к проблематике философии сознания, выступая с критикой популярных материалистических и дуалистических подходов к решению проблемы «сознание-тело». В 1988 г. Макгинн приходит к идее того, что объяснение отношений ментального и физического недостижимо для человеческого ума ввиду его естественной когнитивной ограниченности. Теоретическое оформление эта позиция, с лёгкой руки О. Фланагана названная «мистерианством», нашла в статье «Можем ли мы решить проблему «сознание-тело?»» («Can We Solve the Mind-Body Problem?», 1989), ставшей наиболее известной и цитируемой философской работой Макгинна. В конце 1980-х гг. окончательно эмигрирует в США. В 1990–2005 гг. занимает должность штатного профессора философского факультета Ратгерского университета (Нью-Йорк), работая бок о бок с Т. Нагелем и Дж. Фодором. В 1991 г. выходит в свет сборник статей «Проблема сознания» («Problem of Consciousness»), обративший на себя внимание в сообществе англо-американских аналитических философов. О сборнике положительно отозвались Дж. Фодор и Дж. Сёрл, в полемическом ключе – Д. Деннет. Последний в том же году публикует монографию «Сознание объяснённое» (Consciousness Explained), со страниц которой критикует тезис Макгинна о неразрешимости проблемы «сознание-тело». Ко всему прочему, в 1990-х гг. Макгинн совмещает преподавательскую деятельность с написанием колонок для London Review of Books, Times Literary Supplement, New Republic и The New York Times. В 1993 г. из-под пера Макгинна выходит монография «Проблемы философии: границы изысканий» («Problems in Philosophy : the limits of inquiry»), презентующая мистерианство в виде универсальной методологии решения всех философских проблем. В 1999 г. выходит философский трактат «Таинственный огонь: сознающие умы в материальном мире» («The Mysterious Flame: conscious minds in a material world»), в доступной форме знакомящий широкую читательскую аудиторию с базовыми положениями мистерианства. В 2004 г. выходит сборник статей «Сознание и его вопросы» («Consciousness and its Objects»), продолжающий разработку философских тем, артикулированных ещё в публикациях 1990-х гг. В 2006–2013 гг. Макгинн занимает должность штатного профессора философии Университета Майами. В 2012 г. вышел сборник статей «Базовые структуры реальности» («Basic Structures of Reality»), включающий работы по метафизике и философии физики. В 2013 г. Макгинн становится фигурантом дела о сексуальных домогательствах в Университете Майами и получает запрет на занятие должностей в высших учебных заведениях США. В 2017 г. выходит сборник эссе «55 философских провокаций» («55 Philosophical Provocations»), включающий тексты по таким разделам философского знания, как философия сознания, метафизика, философия языка, философия биологии, метаэтика, теология и др.

Несмотря на широту своих философских интересов, Макгинн получил всемирную известность благодаря своей мистерианской позиции в аналитической философии сознания. В центре его концепции – сильный тезис о когнитивной замкнутости, согласно которому проблема «сознание-тело» неразрешима для человеческого ума из-за его естественных когнитивных ограничений. Мистерианство называет в равной степени нерелевантными как материалистические, так и дуалистические объяснения связи ментального и физического, при этом разделяя некоторые базовые посылки обоих типов объяснения. С одной стороны, как и дуализм, мистерианство признаёт реальность феноменального опыта. С другой стороны, как и материализм, оно настаивает на физической природе сознания и его фундированности процессами мозга. В целях подкрепления сильного тезиса когнитивной замкнутости вводится т. н. гипотеза C*–свойства: возможно, ментальные свойства редуцируются к физическим не напрямую, а при посредничестве некоторого третьего типа свойств, недоступных для нашего познания. В более поздних работах Макгинн также отмечает, что проблема «сознание-тело» вызывает затруднения не на практическом, а на теоретическом уровне, что, как он полагает, должно с особенной очевидностью свидетельствовать об ограниченности наших концептуальных ресурсов. Впоследствии некоторые идеи мистерианства Макгинна использовались в других областях аналитической философии: например, схожую аргументацию развивает мистерианство по проблеме Троицы в аналитической теологии. Также известно, что концепция Макгинна натолкнула Д. Столджара на создание его эпистемической гипотезы.